
Доподлинно известно, индейцы Северной Америки для переноски грузов или охотничьей добычи за спиной использовали различные приспособления из ремней и досок. Популярностью пользовалась и плетенная из лыка корзина с ремнями для ношения за плечом.

Различные старинные источники (летописи, книги, картины и тому подобное) свидетельствуют о том, что различными вариантами рюкзаков пользовались, например, римские легионеры или рыцари-тамплиеры во время осуществления пеших переходов. Да и вообще, практически в любой армии мира, начиная с XVIII века широко использовались ранцы – предшественники современных рюкзаков.

Со временем они становились более совершенными и легкими. Изначально для их производства использовались только дерево и кожа. Однако позже применение нашли такие материалы, как сталь, алюминий, парусина, капрон.

Усовершенствованием заплечных ранцев и мешков занимались сами военные или охотники. Самые предприимчивые из них со временем получали патенты на свои «придумки».
Например, Уле Фердинанд Берган из Норвегии в 1905 году получил патент на свой рюкзак, который позже скопировали во многих странах мира (когда срок действия патента истек). А слово Bergans надолго стало синонимом слову рюкзак. А начиналось все с можжевеловой ветки. Согнутой и вставленной в обычный вещмешок. Станковыми норвежскими Берген-ранцами или, как их еще называли, Дулусскими рюкзаками пользовались даже специальные подразделения британской авиадесантной службы.

Однако имеются данные, что сибирские охотники придумали и пользовались станковыми рюкзаками, аналогичными изобретению Бергана, называя их коршнами или потягами.

А упомянутые в начале статьи плетеные корзины для ношения за плечами, широко использовались славянскими племенами. В российской, а затем и в советской армии в ходу был не ранец, а сидор – вещмешок, знакомый в нашей стране практически каждому.

Туристические рюкзаки советская промышленность серийно стала выпускать в 30-х года ХХ века. Разумеется, со временем они также подверглись усовершенствованиям как со стороны самих туристов, так и со стороны конструкторов туристического снаряжения.

Так, например, известный альпинист Виталий Михайлович Абалаков разработал свой собственный рюкзак с большим клапаном, внутренними перегородками и пряжками оригинальной конструкции. За свои размеры клапан, как и сам рюкзак, получил название «слоновье ухо». Сам рюкзак называли «абалак».

Несмотря на все положительные новшества, рюкзак имел и свои недостатки. В частности, альпинисты отмечали, что узкие лямки слишком утомляли плечи, брезентовые ремешки для застегивания клапана, быстро трепались на концах и плохо входили в пряжки, да и объем был маловат, чтобы вместить все необходимые для длительных походов вещи.

Подводил и брезент, из которого рюкзаки в то время шили. На дожде он намокал и промокал. От этого мог пострадать груз, а также существенно увеличивалась общая масса ноши. Ну, а в случае мороза (в горах это не редкость), мокрая ткань застывала.

Промышленность со временем стала выпускать упрощенные варианты абалаковских рюкзаков, существенно ухудшив их характеристики. Любителям пойти в горы понадобилось нечто более совершенное и они получили вполне современный вариант – рюкзак Ярова. Он имел боковую шнуровку, продуманную систему удобных лямок, но не имел еще рамы.

Первый рамный или станковый рюкзак «Ермак» начал выпускаться в 70-80-х годах прошлого столетия. Рама была из алюминиевых труб. Кроме нее имелся еще и поясной ремень. Поначалу для пошива рюкзака использовался все тот же брезент, однако позже стали применять и капрон. Вес изделия достигал всего лишь 1800 грамм. По сравнению с морально устаревшими «колобками» это был настоящий прорыв.

С ассортиментом Туристических рюкзаков можете ознакомиться тут